Путь к странице
Речевой этикет: вежливость и коммуникативные стратегии
Начало занятий: по мере формирования групп
Срок обучения: 11 недель
Стоимость: бесплатно
Выдаваемый документ: Сертификат НИУ ВШЭ

Цель курса – знакомство с устройством речевого этикета, вежливостью и коммуникативными стратегиями, которые используются в общении. Слушатели узнают особенности русского речевого этикета и увидят его динамику: от дореволюционного к советскому, от советского к сегодняшнему. Мы заглянем в разные сферы: работа, школа, семья, – и обнаружим в русском языке то, о чем не подозревают даже его носители. 

Русский речевой этикет рассматривается в сравнении с другими европейскими и азиатскими этикетами. Различия в них объясняются через коммуникативные стратегии и культурные шаблоны. Наряду с вежливостью мы обсудим и противоположные типы поведения – невежливость и анти-вежливость, то есть сознательное нарушение правил речевого поведения. К каким последствиям это может привести? 

В заключение мы попытаемся ответить на главные вопросы. Зачем нужен речевой этикет? Что случится, если мы откажемся от вежливости и соблюдения речевого этикета? Среди задач курса есть и теоретические (см. выше), и практические. 

Слушатели узнают, как вести себя в определенных, иногда довольно нетривиальных ситуациях и как реагировать на речевое поведение собеседников. Но кроме ответа на вопрос «как», будут предложены ответы и на вопрос «почему». Почему люди себя так ведут и какие коммуникативные стратегии используют? На лекциях мы постараемся достичь определенного баланса между теорией и практикой. 

В определенных эпизодах рядом с лектором будет находиться симпатичный собеседник, который поможет продемонстрировать как соблюдение, так и нарушение речевого этикета. Слушателям будут предложены задания, с помощью которых они проверят практическое усвоение правил этикета и собственную готовность к его использованию в реальной жизни.